КЛУБ ВАРЗОБ / НАША ИСТОРИЯ
НАША ИСТОРИЯ, НАШИ ИСТОРИИ

Главная Документы Объявления Адреса друзей Фотогалерея Переписка Резерв

Новые фото Наша история Новости О лыжах в РТ О Красной Поляне Поздравления Резерв

СОДЕРЖАНИЕ:

ОЧЕРКИ:

Хроника становления горнолыжного Клуба "Варзоб"

История восхождения на пик Сталина

Воспоминания в книгу Памяти альпинистов

От Клуба горнолыжников

От Ларисы Алимовой:
- Моя история:


От Сергея Ширкина:
-Был месяц май
-Ухо
-Сурок

От Жени Филиппова:
-О переселении в Россию
-Камень
-Чумодан
-Подъёмник
-Солод
-Ширыч
-Балбес
-Мастерская
-Сгущёнка
-Первомай, пожар
-Повезло
-Письмо другу

От А.Иванникова:
-Циркуль
-Посвящение в свободный полёт
-Гетман, бочка, немцы ....

Немного истории:
От Заремы Карповой:
-Блокадный Ленинград
Песня о белонгах.

Переписка по электронной почте varmanik@yandex.ru

4 октября 2017г.

ВСЕМ ПРИВЕТ!

Хроника становления горнолыжного братства в Таджикистане, когда плато Руи-дашт вблизи курорта Ходжа-Оби-Гарм и горного плато Сафед-дара в Такобском ущелье стали любимыми местами для любителей зимних видов спорта, объединенных в последствии одним именем: - "Горнолыжный Клуб Варзоб".


(Воспоминаниями поделились И.Матвеева, Ю.Саушкин, В.Лаврушин, Л.Шпагина, Р.Таиров, М.Кармалитов ).
На плато Руи-Дашт в 50-е годы двадцатого столетия работали геофизики, метеорологи.
В зимнее время в 1958-59 годах 20-го столетия на плато стали организовывать поездки туристов с деревянными беговыми лыжами от турбазы «Варзоб».
Примерно в те же годы в педагогическом институте на кафедре физвоспитания ввели специальности по горному туризму и альпинизму. Преподавал там Иван Галустов.
Стали организовывать зимние восхождения через плато Руи-Дашт.
Первой вершиной для зимнего восхождения была назначена Нойзахба.
Большую роль в популяризации лыж в Таджикистане сыграл Таджиксовпроф, организовав работу турбазы Варзоб с поездками туристов в пустующие в зимнее время корпуса курорта Ходжа Оби-Гарм.
В 1967-68 годах в субботние дни рабочий день был до обеда, туристы могли собраться часам к шести около здания Совпрофа и поехать в Ходжа Оби-Гарм на предоставленных машинах.
Дорога выше Варзоба проходила по правому берегу реки, была очень плохая.
Где-то к 1970 году участок дороги перенесли на левый берег реки, дорогу значительно улучшили.
На турбазе туристы получали лыжи, место для ночлега, ужин.
Утром – завтрак, катание до обеда, обед и возвращение в город.
На предприятиях города тоже выделялся транспорт для поездок на лыжи, в воскресные дни около курорта собиралось до 50 автобусов.
Нижнее плато было буквально забито лыжниками. С горнолыжных склонов оно выглядело как плато, заполненное муравьями или тараканами, откуда и возникло прозвище катальщиков внизу «тараканы».




Тогда же некоторый состав любителей отделился от «катальщиков-тараканов» на нижнем плато и передвинулся на более крутые склоны в районе установленного там дождемера.
Среди них были Таиров Рёва, Соколов Слава, Иванов Кирилл, Эдуард Дмитриев, Лаврушин Валерий, Анвар Шукуров, братья Фадеевы, Симакин Николай и др.
В 1960 году в Душанбе приехали Шайдуров Николай и Кармалитов Маркел после окончания в Миассе техникума по специальности «гидрогеология», которые любили кататься на горных лыжах в Чимбулаке (Казахстан).




В 1962 году на плато появилась пара настоящих горных лыж с ботинками.
Снаряжение приобрёл Лаврушин Валерий, но в дальнейшем заниматься горными лыжами не стал.
В 1963 году лыжники уже провели проверочные соревнования по горным лыжам.
Кинофильмы об этом были сняты Эдуардом Дмитриевым и Рёвой Таировым. Мы их видели, но впоследствии они были утеряны.




Снега в декабре 1963 года было такое количество, что можно было кататься на холмах около локаторов за Пивзаводом в черте города.
Там катались Влад Минаев и Ирина Матвеева,переехавшие тогда в Душанбе, чтобы работать на Памире.



После катания на холмах возвращались до Геологоуправления по улицам на лыжах.
В январе 1964 года уже начал складываться коллектив любителей горных лыж: Минаев В., Матвеева И., Андреева Т., Таиров Р., Соколов В. Потом к ним присоединились Дина Сейдузова. Галина Дитрих, Тамара Соловьёва и Тамара Артамасова. и др.
23 февраля 1964 года провели горнолыжные соревнования.
Трасса начиналась от дождемера. Поставили 14 ворот и к соревнованиям допустили всех желающих на это спортивное мероприятие.
Участницами соревнований были Дина Сейдузова и Галина Дитрих.
На старте после сигнала «старт» Галина затушила сигарету Шипка о скользящую поверхность лыж и только потом поехала.
Прокатила трассу за 15 минут, хотя и падала в каждых воротах, осталась в восторге от собственной скорости.
В 1965 году число любителей горных лыж уже значительно увеличилось.
Появились энергетики (Никитина Т., Гетман И., Саушкин Ю., Трофимок К., Шпагина Л.), Болтунов Ю.
Коля Шайдуров привёл молодых сестру и брата Поповых., Лёву Подгорного привела его мама, как уж слишком шустрого мальчика.
Пришли Станислав Гринькин, Володя Петров, Толик Филиппов,Толокнова Аделина, Воронина Лида, Телегина Людмила.







Приезжали в Ходжа Оби-Гарм с ночёвкой в палатках на снегу.
Ночами было очень холодно.
Вода в 3-х литровом баллоне промерзала до дна.











Занятия проходили на новом склоне недалеко от акведука, впоследствии получившего название «хосилотовский».
Шайдуров учил закреплять крепления с маркерами ремнями с крестом на пятке.
Коля Шайдуров стал мастерить подьёмник с использованием двигателя от мотоцикла.
Коля по несколько дней проводил на плато в палатке на снегу, возился со старым маломощным двигателем.





Большой вклад в сооружение подъёмника сделали Юра Болтунов с Володей Петровым.
Юра работал инженером автохозяйства или что-то в этом роде в Министерстве торговли. Он достал два списанных движка от авторефрижераторов мощностью по 10 или 12 л. с. и они вместе с Петровым и компанией соорудили нормальный подъёмник, которым мы успешно пользовались почти два года .
Тогда уже перешли на новый склон, на котором успешно занимались все горнолыжники вплоть до 90-х годов.
Каждому желающему пользоваться подъёмником надо было принести с собой пятилитровую канистру бензина для работы подъёмника.





Вот тут мы поняли значение подъёмника для горных лыж.
Всем было ясно, что надо бы перейти на электроэнергию.
Бензиновый двигатель всё-таки не так надёжен, как электрический.
Так что понимание важности подьёмника для горных лыж вложил в нас Шайдуров Коля.
В 1969 - 1970 годах группа энергетиков (Л. Шпагина, В. Бабиков) составили проект электроснабжения лыжного плато Ходжа Оби-Гарм и при активной поддержке руководства Таджикглавэнерго (Начальник Главка Люльчак В.И. и Зам. начальника Тихонов Г.И., Зам.начальника Б.Сирожев) были сооружены линии 10 и 0,4 кВ, ТП 10/0,4 кВ.
На плато общими силами были установлены два новых самодельных буксировочных подъёмника с электроприводом.
Начали строительство жилых домиков и помещений для комфортной ночёвки.











Неоценимый вклад в строительство электрических сетей внёс Бабиков В.Я.



Энтузиасты работали летом и осенью, чтобы сезон открыть с новыми подъёмниками.
Беспрерывно работал сварочный агрегат под умелыми руками Алика Рачинского.
Поставили помещение для подъёмников.









В 1966 году решили организовать Федерацию горнолыжного спорта при Городском Спорткомитете. Нас очень хорошо поддержал тогда председатель городского Спорткомитете Жазыкбаев (светлая ему память).



Затем состоялось представление горнолыжного спорта в Республиканский Спорткомитет, в Совет Министров Таджикистана и ЦК Компартии Республики.
Начался новый этап развития горнолыжного спорта на плато Сафед-дара вблизи пос. Такоб.





Начался наш Варманик со строительства автодороги и здания для спортсменов.
Первым директором спортивного комплекса Федерацией был рекомендован Подгорный Л.В.





Первым председателем Федерации избрали Таиров Р.А.



Были созданы горнолыжные секции в обществах «Таджикистан», «Хосилот», «Спартак».








 


Copyright © 2004 «НП СК ВАРЗОБ »              Дизайн — Кентавр