НАША ИСТОРИЯ, НАШИ ИСТОРИИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наша история | |
|
|
|
|
ОЧЕРКИ: - Моя история: -Был месяц май -Ухо -Сурок -О переселении в Россию -Камень -Чумодан -Подъёмник -Солод -Ширыч -Балбес -Мастерская -Сгущёнка -Первомай, пожар -Повезло -Письмо другу -Циркуль -Посвящение в свободный полёт -Гетман, бочка, немцы .... От Заремы Карповой: -Блокадный Ленинград Песня о белонгах. |
4 октября 2017г.Хроника становления горнолыжного братства в Таджикистане, когда плато Руи-дашт вблизи курорта Ходжа-Оби-Гарм и горного плато Сафед-дара в Такобском ущелье стали любимыми местами для любителей зимних видов спорта, объединенных в последствии одним именем: - "Горнолыжный Клуб Варзоб".(Воспоминаниями поделились И.Матвеева, Ю.Саушкин, В.Лаврушин, Л.Шпагина, Р.Таиров, М.Кармалитов ). На плато Руи-Дашт в 50-е годы двадцатого столетия работали геофизики, метеорологи. В зимнее время в 1958-59 годах 20-го столетия на плато стали организовывать поездки туристов с деревянными беговыми лыжами от турбазы «Варзоб». Примерно в те же годы в педагогическом институте на кафедре физвоспитания ввели специальности по горному туризму и альпинизму. Преподавал там Иван Галустов. Стали организовывать зимние восхождения через плато Руи-Дашт. Первой вершиной для зимнего восхождения была назначена Нойзахба. Большую роль в популяризации лыж в Таджикистане сыграл Таджиксовпроф, организовав работу турбазы Варзоб с поездками туристов в пустующие в зимнее время корпуса курорта Ходжа Оби-Гарм. В 1967-68 годах в субботние дни рабочий день был до обеда, туристы могли собраться часам к шести около здания Совпрофа и поехать в Ходжа Оби-Гарм на предоставленных машинах. Дорога выше Варзоба проходила по правому берегу реки, была очень плохая. Где-то к 1970 году участок дороги перенесли на левый берег реки, дорогу значительно улучшили. На турбазе туристы получали лыжи, место для ночлега, ужин. Утром – завтрак, катание до обеда, обед и возвращение в город. На предприятиях города тоже выделялся транспорт для поездок на лыжи, в воскресные дни около курорта собиралось до 50 автобусов. Нижнее плато было буквально забито лыжниками. С горнолыжных склонов оно выглядело как плато, заполненное муравьями или тараканами, откуда и возникло прозвище катальщиков внизу «тараканы». Среди них были Таиров Рёва, Соколов Слава, Иванов Кирилл, Эдуард Дмитриев, Лаврушин Валерий, Анвар Шукуров, братья Фадеевы, Симакин Николай и др. В 1960 году в Душанбе приехали Шайдуров Николай и Кармалитов Маркел после окончания в Миассе техникума по специальности «гидрогеология», которые любили кататься на горных лыжах в Чимбулаке (Казахстан). Снаряжение приобрёл Лаврушин Валерий, но в дальнейшем заниматься горными лыжами не стал. В 1963 году лыжники уже провели проверочные соревнования по горным лыжам. Кинофильмы об этом были сняты Эдуардом Дмитриевым и Рёвой Таировым. Мы их видели, но впоследствии они были утеряны. Там катались Влад Минаев и Ирина Матвеева,переехавшие тогда в Душанбе, чтобы работать на Памире. В январе 1964 года уже начал складываться коллектив любителей горных лыж: Минаев В., Матвеева И., Андреева Т., Таиров Р., Соколов В. Потом к ним присоединились Дина Сейдузова. Галина Дитрих, Тамара Соловьёва и Тамара Артамасова. и др. 23 февраля 1964 года провели горнолыжные соревнования. Трасса начиналась от дождемера. Поставили 14 ворот и к соревнованиям допустили всех желающих на это спортивное мероприятие. Участницами соревнований были Дина Сейдузова и Галина Дитрих. На старте после сигнала «старт» Галина затушила сигарету Шипка о скользящую поверхность лыж и только потом поехала. Прокатила трассу за 15 минут, хотя и падала в каждых воротах, осталась в восторге от собственной скорости. В 1965 году число любителей горных лыж уже значительно увеличилось. Появились энергетики (Никитина Т., Гетман И., Саушкин Ю., Трофимок К., Шпагина Л.), Болтунов Ю. Коля Шайдуров привёл молодых сестру и брата Поповых., Лёву Подгорного привела его мама, как уж слишком шустрого мальчика. Пришли Станислав Гринькин, Володя Петров, Толик Филиппов,Толокнова Аделина, Воронина Лида, Телегина Людмила. Приезжали в Ходжа Оби-Гарм с ночёвкой в палатках на снегу. Ночами было очень холодно. Вода в 3-х литровом баллоне промерзала до дна. Шайдуров учил закреплять крепления с маркерами ремнями с крестом на пятке. Коля Шайдуров стал мастерить подьёмник с использованием двигателя от мотоцикла. Коля по несколько дней проводил на плато в палатке на снегу, возился со старым маломощным двигателем. Юра работал инженером автохозяйства или что-то в этом роде в Министерстве торговли. Он достал два списанных движка от авторефрижераторов мощностью по 10 или 12 л. с. и они вместе с Петровым и компанией соорудили нормальный подъёмник, которым мы успешно пользовались почти два года . Тогда уже перешли на новый склон, на котором успешно занимались все горнолыжники вплоть до 90-х годов. Каждому желающему пользоваться подъёмником надо было принести с собой пятилитровую канистру бензина для работы подъёмника. Всем было ясно, что надо бы перейти на электроэнергию. Бензиновый двигатель всё-таки не так надёжен, как электрический. Так что понимание важности подьёмника для горных лыж вложил в нас Шайдуров Коля. В 1969 - 1970 годах группа энергетиков (Л. Шпагина, В. Бабиков) составили проект электроснабжения лыжного плато Ходжа Оби-Гарм и при активной поддержке руководства Таджикглавэнерго (Начальник Главка Люльчак В.И. и Зам. начальника Тихонов Г.И., Зам.начальника Б.Сирожев) были сооружены линии 10 и 0,4 кВ, ТП 10/0,4 кВ. На плато общими силами были установлены два новых самодельных буксировочных подъёмника с электроприводом. Начали строительство жилых домиков и помещений для комфортной ночёвки. Беспрерывно работал сварочный агрегат под умелыми руками Алика Рачинского. Поставили помещение для подъёмников. Начался новый этап развития горнолыжного спорта на плато Сафед-дара вблизи пос. Такоб. Первым директором спортивного комплекса Федерацией был рекомендован Подгорный Л.В. Первым председателем Федерации избрали Таиров Р.А.
|